АБВГДейка

Занятие 1. ЗВУК и БУКВА А.         14.09.2012

Уважаемые родители.  Прошу ВАС приносить папки и тетради с выполненными рекомендациями в понедельник.

Если вы желаете повторить с ребёнком материал, данный на занятии — откройте презентацию. Ссылки на презентации ниже.  Жду ваши вопросы по адресу

https://vk.com/id169943065

Презентация:  ЗВУК и БУКВА А.

Занятие 2. ЗВУК и БУКВА У.

! Анализ звукокомплексов:
крик в лесу:  АУ; ребенок плачет: УА.
(Читаем плавно, не разрывая слог, выделяя ударный звук: ААААУ!  УУУУА!
Взрослый просит ребенка ответить на вопросы:
— Какой первый звук ты слышишь?
— Какой второй звук ты слышишь?

Выкладывание слов АУ, УА из букв разрезной азбуки, чтение, письмо печатными буквами (списывание и письмо по памяти с предварительным звуковым анализом).

Презентация:    ЗВУК и БУКВА У.

Занятие 3. ЗВУК и БУКВА И.

!!! 1. Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки». Взрослый произносит разные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладошки только в том случае, если услышит звук [И]: и, п, м, и, и, в, и…
2. Анализ звуко-буквенных рядов: (произносим плавно без интервалов: ааууии)
АИ УИ ИА ИУ
Взрослый произносит звуковой ряд и просит ребенка ответить на вопросы: какой звук стоит в ряду первым, последним? После этого ребенку предлагается выложить ряд из букв разрезной азбуки, прочитать, списать, написать печатными буквами под диктовку взрослого.

Презентация:   ЗВУК и БУКВА И.

Занятие 4. ЗВУК и БУКВА О.

!!! Анализ звуко-буквенных рядов:

ОИ    ИО,     АО    ОА,      УО   ОУ.

Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие задания:

— назвать первый звук (второй звук) в ряду;

— выложить из букв разрезной азбуки ряд и ответить на вопросы: какая буква стоит слева (справа); положить букву О, а слева (справа) от нее — букву И, прочитать, что получилось;

— списать буквенный ряд, читать, писать под диктовку печатными буквами.

 Презентация:    Звук и Буква О.

Занятие 5. ЗВУКИ М и М’ и БУКВА М. 

Уважаемые родители! Перед началом занятий с ребенком, прошу вас ознакомиться со статьёй:

Самые распространённые ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях

Презентация:    Звуки М и М’. Буква М.

Занятие 6. ЗВУКИ Д и Д’ и БУКВА Д. 

Важно: сформировать навык слогового чтения.
Составляем из букв слоги, из слогов — слова, заменяем одну букву другой, получаем новые слова.
Следите за тем, чтобы ребенок читал слоги слитно, растягивая гласные.
Напоминайте ему: «Читай нараспев: МА-А-А.. Ду-ууу…..»

Ваши занятия проходят отлично, если ребенок:

1.С удовольствием готовится к занятиям.
2. Старается красиво и аккуратно выполнять задания.
3. Услышав имя сказочного помощника, выделяет первый звук и догадывается, о какой букве пойдет речь.
4. Безошибочно выделяет нужные звуки в словах.
Обратите внимание, на каком этапе обучения ваш ребенок опередит ваши объяснения и составит слоги-слияния с гласной самостоятельно.
Это можно будет считать большим успехом в вашей совместной работе.

Презентация:  Звуки Д и Д’.Буква Д.

Занятие 7. ЗВУК Ы и БУКВА Ы. 

Правильное чтение – это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребёнок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МА или МММА. (Одновременно ребёнок переводит указку с буквы на букву). Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочёл слитно буквы слога!

Игры для быстрого запоминания букв

• Завязать ребенку глаза. Затем на его ладони обратной стороной ручки или карандаша взрослый пишет букву. Ребенок отгадывает.
• На ощупь определить, какие буквы лежат на столе (или находятся в мешочке). Для этой игры подходят пластмассовые буквы.
• Ребёнок  палочкой рисует букву в воздухе, на снегу, на песке, а взрослый угадывает ее.
• Игра «Быстро буквы называй» — взрослый пишет по две-три буквы, ребёнок быстро называет буквы.

• Купите ребёнку разрезную азбуку на магнитах. На каждой карточке нарисована буква, а также предмет или животное, которое начинается на данную букву. Игра: показываем 4-5 карточек, называем их, затем убираем одну карточку и :«Какая буква спряталась?»

Презентация:    ЗВУК и БУКВА Ы.

Занятие 8. ЗВУК Т и Т’ БУКВА Т. 

«Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т.е. ребёнок сначала называет буквы слога: М! А! – и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.
Правильное чтение – это чтение слогами (конечно, на начальном этапе).»

Презентация  Звуки Т и Т’. Буква Т.

Занятие 9. ЗВУКB Н и Н’ БУКВА Н.  

Презентация Звуки Н и Н’. Буква Н.

Занятие 10. ЗВУКИ Б и Б’  и БУКВА Б.  

Здравствуйте, уважаемые родители!

Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра и все, что вам подскажет ваша фантазия).
— Нежелание ребенка заниматься — знак того, что взрослый превысил возможности ребенка. Остановитесь и подумайте, что сделано не так?
— Ребенок — это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!
— На первых порах обучения закрывайте от читающего белым листом бумаги те части текста, которые не должны находиться в поле его зрения.
— Имейте дома набор букв магнитной или разрезной азбуки.
— Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.
— Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению.
— Поскольку разные дети имеют разные темпы обучения чтению, следите за тем, чтобы читаемое было доступно ребенку. Одни дети могут долго оставаться на выборочном прочтении отдельных слогов и слов. Другие быстро перейдут к более сложным текстам и мелкому шрифту.  Если ваш ребёнок не может прочитать заданный текст, можно прочитать текст вместе с ребёнком. Взрослый   читает текст по слогам, а ребёнок отдельные доступные для  его уровня слова.

Презентация: Звуки Б и Б’.Буква Б.

 Занятие 11. ЗВУКИ П и П’ БУКВА П.  

 Особенности внимания детей младшего школьного возраста.

Ученые выделяют три вида внимания – непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.
Непроизвольное внимание возникает само собой, без дополнительных усилий. Именно такое внимание характерно для дошкольного возраста. Маленькие дети замечают все яркое, эмоциональное, шумное, отличающееся от привычного.
Произвольное внимание развивается по мере взросления, человек занимается тем, чем нужно, а не тем, что хочется. Такое внимание требует волевых усилий, развитой саморегуляции. Произвольность, достаточная для обучения в школе, формируется к 6-7 годам.
Послепроизвольное внимание возникает, когда в процессе обучения, какого-то занятия возникает вдохновение, увлеченность процессом, снимается волевое напряжение ( человек уже не заставляет себя делать, ему нравится занятие, он заинтересован).
У внимания есть свойства :
· Объем ( сколько объектов может удерживать человек в сознании за короткий промежуток времени);
· Устойчивость ( способность сохранять сосредоточенность в действии, не отвлекаясь на внешние раздражители);
· Переключение ( сознательный переход от одного объекта к другому);
· Распределение ( умение выполнять несколько дел, заданий, видов деятельности одновременно)
Если у ребенка нет неврологических проблем, произвольность, устойчивость внимания можно развивать с помощью различных игр.

Презентация: Звуки П и П’.Буква П.

  Занятие 12. ЗВУКИ В и В’ БУКВА В.  

Игры и упражнения для развития внимания
Найди букву. Упражнение развивает внимание, умение концентрироваться, развитие самоконтроля. Проводиться  с помощью обычного текста в детской книге (с крупным шрифтом).  Инструкция: «В течении 1 минут ты будешь просматривать (не читать) буквы и находить  букву В (можно давать любые буквы, которые есть в тексте, начинать с одной,  можно постепенно усложнить задание до 2х букв), найдя нужную букву, нужно ее перечеркнуть, нужно найти и вычеркнуть все эти буквы в тексте». Ребенок  ищет и вычеркивает буквы, важно ему не помогать, следить, чтобы он просматривать буквы по строчкам. Далее взрослый вместе с ребенком проверяет выполненное – пропущенные, не зачеркнутые или неверно вычеркнутые буквы считаются ошибкой. Это упражнение хорошо тренирует произвольность, устойчивость внимания, умение концентрироваться.
Сравни картинки. Подобные игры часто встречаются в детских книгах, журналах. Цель игры – заметить различия между двумя на первый взгляд одинаковыми картинками.
«Лабиринт». Такие игры есть во многих развивающих книгах для детей, в компьютерных развивающих играх, важно играть в них регулярно. Цель – провести героя через лабиринт. Развивается мышление, логика, умение концентрироваться.
«Отгадай, о чем говорю». Ведущий описывает предмет, находящийся в помещении, ребенку нужно угадать, о чем рассказ. Например:  «Это игрушка, с нею можно играть в дочки-матери, ее катают, можно положить внутрь куклу…(кукольная коляска)». Чем старше ребенок, тем сложнее д.б. описание, меньше прямых признаков. Также можно предложить ребенку быть ведущим, чтобы он загадывал предмет и описывал его.
«Слушай и исполняй».  Игра развивает и внимание, и память.
Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Можно повторить задание 2 раза. Затем дети выполняют действия в той последовательности, в которой они были названы ведущим. Например: Повернуть голову направо, повернуть голову прямо, опустить голову вниз, присесть на корточки.
«Охотники». Игра развивает внимание,умение концентрироваться.
Взрослый предлагает ребенку представить, что тот — охотник, который очень внимателен и все вокруг слышит. Нужно молча слушать, что происходит за пределами комнаты (на улице, в коридоре, т.д.) Затем ребенок рассказывает, что ему удалось услышать. Если попрсить ребенка посидеть и прислушиваться с закрытыми глазами, взрослый может специально создавать какие-то звуки (открыть/закрыть дверь, хлопнуть в ладоши, позвонить колокольчиком, прошуршать чем-нибудь т.д.)

 Презентация: Звуки В и В’. Буква В.

Занятие 13. ЗВУКИ Ф и Ф’ БУКВА Ф.  

 Презентация: Звуки Ф и Ф’.Буква Ф.

Занятие 14. ЗВУКИ Г и Г’ БУКВА Г.  

Цели занятия:

— Формирование умения подбирать слова с заданнымзвуком.
— Сформировать первоначальные навыки анализа и синте­за.
— Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями.
— Определение позиции звука [г] в слове (начало, середина, конец).
— Продолжать учить распознавать графическое изображение букв.
 — Научить узнавать пройденные буквы, изображенные с недостающими элементами; находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных букв.
— Сформировать навыки составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами, осознанного чтения слов.

Презентация: Звуки Г и Г’. Буква Г.

Занятие 15. ЗВУКИ К и К’ БУКВА К. 

Учимся играя.
Не старайтесь сразу научить ребенка читать бегло, или выразительно. В  первую очередь, ребёнок должен научиться составлять слоги самостоятельно, читать их в книге, составлять слова и предложения, то есть овладеть просто техникой чтения. Пусть сперва это будет очень медленно, пусть сложно для него. Но вы должны плавно, тихо и спокойно поправлять его ошибки, как бы играючи. Ведь игра – это всегда расслабление, отсутствие стресса. А именно это и нужно, чтобы ребенок спокойно понял все, что от него требуют взрослые.

Презентация: Звуки К и К’. Буква К.

Занятие 16. ЗВУКИ Х и Х’ БУКВА Х.  

Цели занятия:
— Формирование умения подбирать слова с заданным звуком.
— Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза.
— Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями.
— Определение позиции звука [х] в слове (начало, середина, конец).
— Продолжать учить распознавать графическое изображение букв.
 — Продолжать учить писать зрительные диктанты.
— Сформировать навыки составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами, осознанного чтения слов.

Презентация: Звуки Х и Х’. Буква Х.

 Занятие 17. ЗВУК Э. БУКВА Э. 

Цели занятия:

— Учить различать одушевленные и неодушевленные предметы, учить задавать соответствующие вопросы: кто это? что это?
— Учить читать предложения, соблюдая повествовательную и вопросительную интонации.
— Формировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями.
 — Учить определять позицию звука  в слове (начало, середина, конец).
— Продолжать учить распознавать графическое изображение букв.
— Продолжать учить писать зрительные диктанты.
— Формировать навыки составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами, осознанного чтения слов.

Презентация: Звук и буква Э.

 Занятие 18. ЗВУКИ C и C’ БУКВА C.  

Цели занятия:
— Формирование умения подбирать слова с заданным звуком.
— Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза.
— Определение позиции звука [с] в слове (начало, середина, конец).
— Продолжать учить распознавать графическое изображение букв.
— Продолжать учить писать зрительные диктанты.
— Сформировать навыки составления и чтения слогов и слов с пройденными буквами, осознанного чтения слов.

Презентация: Звуки С и С’. Буква С.

Занятие 19. ЗВУКИ З и З’ БУКВА З. 

Цели занятия:
— Формирование умения подбирать слова с заданным звуком.
— Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза.
— Определение позиции звука  в слове (начало, середина, конец).
— Продолжать учить распознавать графическое изображение букв.
— Продолжать учить писать зрительные диктанты.
— Сформировать навыки составления и чтения слогов и слов с пройденными буквами, осознанного чтения слов.

Презентация: Звуки З и З’. Буква З.

Занятие 20. ЗВУК Ц. БУКВА Ц. 

Цели занятия:
— Формирование умения подбирать слова с заданным звуком.
— Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза.
— Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец).
— Продолжать учить распознавать графическое изображение букв.
— Продолжать учить писать зрительные диктанты.
— Сформировать навыки составления и чтения слогов и слов с пройденными буквами, осознанного чтения слов.

Презентация: Звук Ц. Буква Ц.

Занятие 21. ЗВУК Ш. БУКВА Ш.  

Цели занятия:

— Научить правильно произносить звук [Ш].

— Учить ребенка определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления.

— Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов.

— Учить читать слоги, слова, предложения, находить знакомые предлоги в предложении.

Презентация: Звук Ш. Буква Ш.

М П Б Д

Занятие 22. ЗВУК Ж. БУКВА Ж.  

Презентация: Звук Ж. Буква Ж

Цели занятия:

— Научить правильно произносить звук [Ж].

— Продолжать учить ребенка определять последовательность звуков в заданном слове.

— Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления ребенка.

— Развивать слухо-речевую память ребенка.

— Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов.

Ш

Занятие 23. ЗВУК Ч. БУКВА Ч. 

Презентация: Звук Ч. Буква Ч.

Чтение.

Ч

Занятие 24. ЗВУК Щ. БУКВА Щ.  

Презентация: Звук Щ. Буква Щ

Чтение.

щ

 Занятие 25. ЗВУК Й. БУКВА Й.  

ПрезентацияЗвук Й. Буква Й Чтение.лужа

Занятие 26. ЗВУК ЙА БУКВА Я.  

Презентация: Буква Я.

Занятие 27. ЗВУК ЙУ. БУКВА Ю.  

Презентация: Буква Ю.

Занятие 28. ЗВУК ЙЭ. БУКВА Е.  

Презентация: Буква Е.

Занятие 29. ЗВУК ЙО. БУКВА Ё.  

Презентация: Буква Ё.

Занятие 30. ЗВУКИ Л и Л’. БУКВА Л. 

 Презентация: Буква Л.

Занятие 31. ЗВУКИ Р и Р’ БУКВА Р.  

Презентация: Буква Р.

Занятие 32. БУКВЫ Ь и Ъ. 

Презентация: Буквы ь и ъ знак.