Рекомендации при обучении чтению

Обучение детей чтению в домашних условиях
Родители, имеющие детей дошкольного возраста, очень часто задают вопрос: каков возраст ребенка, с которого можно и нужно начинать обучение его чтению? С моей точки зрения, подходящим моментом станет проявление интереса к обучению у самого ребенка. Среди других многочисленных вопросов начнут появляться следующие: «А какая это буква? А с какой буквы начинается мое имя? А что здесь написано?»
Однако существует определенная категория детей, у которых полностью отсутствует интерес к чтению вплоть до момента поступления в школу. Что делать в таких случаях?
Прежде всего, попытайтесь найти и устранить причину подобного безразличия. Посоветуйтесь со специалистами: педиатром, логопедом, психологом. Знание большинства букв послужило бы им большим подспорьем на начальном этапе школьного обучения. Многие специалисты считают, что связать звук с буквой посильно даже полуторагодовалому малышу.
Домашние задания, значительно облегчат задачу взрослых, родителей, педагогов, взявшихся за изучение букв с детьми дошкольного возраста и обучение их чтению. Цели домашних заданий:
— сделать процесс обучения чтению как можно незаметнее для детей;
— обучая ребенка чтению, создавать предпосылки для формирования у него грамотного письма в дальнейшем.

Рекомендации для родителей при выполнении домашних заданий
1. Занятия должны проводиться в непринужденной форме.
2. Следует начинать занятие с ребенком тогда, когда у него хорошее настроение и самочувствие.
3. Необходимо учитывать силы и возможности ребенка, предотвращать наступление утомления.
4. Следует подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать им, развивать в них веру в собственные силы и возможности.
5. Нужно соблюдать основной принцип обучения — от простого к сложному.
6. Не следует переходить к следующему виду упражнений, если ребенок не усвоил предыдущий.
7. Продолжительность занятий должна быть не более15 — 20 минут.
8. Называть буквы, как звуки.

Самые распространённые ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях
В основе обучения чтению – не буква, а звук. Прежде чем показать ребёнку новую букву, например М, следует его научить слышать звук [М] в слогах, словах.
На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и буквы соответствующие им одинаково – т.е. так, как звучит звук.
Возьмём, к примеру, звук [М]. Мы произносим его отрывисто: М! и букву М необходимо называть также: М! ни в коем случае не ЭМ или МЭ! Говоря ЭМ, мы произносим два звука – [Э] и [М]. Данное обстоятельство только дезориентирует детей.
И ещё, уважаемые взрослые, не смешивайте, пожалуйста, понятия ЗВУК и БУКВА, когда учите ребёнка читать.
ЗВУКИ мы слышим, произносим. БУКВЫ мы видим, пишем, читаем.
Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т.е. ребёнок сначала называет буквы слога: М! А! – и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.
Правильное чтение – это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребёнок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МА или МММА. (Одновременно ребёнок переводит указку с буквы на букву). Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочёл слитно буквы слога!

Игры для быстрого запоминания букв
1. Завязать ребенку глаза. Затем на его ладони обратной стороной ручки или карандаша взрослый пишет букву. Ребенок отгадывает.
2.На ощупь определить, какие буквы лежат на столе (или находятся в мешочке). Для этой игры подходят пластмассовые буквы.
3. На фанере спицей выдавить очертания букв. Ребенок на ощупь определяет их.
4. Ребёнок указкой рисует букву в воздухе, а взрослый угадывает ее.
5. Игра «Быстро буквы называй» — взрослый пишет по две-три буквы, ребёнок быстро называет буквы.

Работа со слогами
И вот наступил момент, когда ваш ребенок освоил большое количество букв и проявил желание научиться читать. Приступаем к обучению ребенка плавному послоговому чтению.
Помогут в этом знаки –подсказки. Нужно дать понятие о плавном чтении слогов. Например: дуга под слогом— ГУ, а точка — В; дуга — РЫ, а точка — Б и т. д. Ребенок, проводя указкой по дугам, одновременно должен произносить МА. А указывая на точку, читать М. Если ребенок не понял задание, взрослый сам дает образец выполнения.
При чтении нужно плавно проводить указкой по дугам, акцентировать остановку движения руки на точках. Это упражнение полезно выполнять раза два в день по 5—10 минут.
Смысловая (соотнесение звуковой формы слова с его значением) сторона речи.
В тех случаях, когда у ребенка не сформирована техническая сторона, его внимание будет акцентироваться на самом процессе чтения слова. Ребёнок будет читать механически, по нескольку раз возвращаясь к началу. Не стоит ставить перед ребенком непосильную задачу — одновременно с овладением им техникой чтения требовать понимания прочитанного. Лучше делать это постепенно, по мере того, как будут совершенствоваться навыки чтения. А навыки лучше всего отрабатывать на слоговых таблицах.
Прежде чем приступить к чтению слогов, необходимо объяснить ребенку, зачем нужны эти таблички. Уточняется понятие «слога». Для наглядности на глазах у ребенка надо написать печатными буквами слово ракета. Прочитать его, а затем разрезать на три части и прочитать слоги вразбивку.
Делаем выводы:
— один слог ничего не обозначает, только тогда, когда они все вместе и стоят в определенном порядке, получаются слова, имеющие смысл;
— чтобы научиться читать слова, сначала нужно потренироваться в чтении слогов.
Если ваш ребёнок научится быстро читать слоги, то в дальнейшем сможет читать самые длинные и сложные слова.
Успехов Вам и вашему ребёнку!